Жан-Фредерик Нотомб о новой коллекции красок, работе с цветом и экобезопасности
ТЕКСТ: ОЛЯ СОНДЖ ФОТО: ARGILE
Во Франции Argile бренд номер 1: краски использовались в оформлении Лувра, Большого Дворца в Париже и культурного центра «Арка» в Ле-Крезе. Модные отельеры также предпочитают работать с палитрой Argile. Подтверждение тому – ряд отелей класса люкс в Париже, Лилле, Лондоне и Амстердаме. В России краски Argile эксклюзивно представлены в салонах Manders c 2015 года, и сегодня уникальные оттенки из палитры французского бренда все чаще фигурируют в частных интерьерах, мелькающих на страницах AD и ELLE Decoration.
Сооснователи Argile – Жан-Фредерик Нотомб и Пьер Бонфий регулярно приезжают в Москву с воркшопами по цвету. Этой весной столицу посетил Жан-Фредерик Нотомб. Из-за плотного расписания мы встречаемся вечером в лобби отеля Marriott, чтобы поговорить о работе с цветом, новой коллекции и эко-политике Argile.
Название вашей компании (в переводе с французского Argile означает глина) у меня лично вызывает ассоциации с природой и эстетикой ваби-саби. В чем заключается концепция бренда?
Как известно, глина – это мир, во всяком случае так написано в Библии. Когда в 2006 году мы с Пьером Бонфием (Пьер Бонфий – специалист по цвету, партнер Жана-Фредерика Нотомба – Прим. ред.) запускали Argile, своей задачей мы видели создание продукта вне времени, который будет неподвластен моде. А еще мы задумывали сделать Argile этаким мостиком между природой и дизайном. Ведь все, что за окном, как правило, должно отлично смотреться и во внутренних пространствах: природа не допускает ошибок. Мы осмысли цвета и цветовые комбинации, которые встречаются в окружающей среде, выбрали те, что, на наш взгляд, будут гармоничны в современных интерьерах, и включили их в палитру.Сейчас у Argile есть две коллекции декоративных красок. Расскажите о них подробнее.
Первая коллекция – Couleurs de Terre вдохновлена натуральными цветами земли: почвы, песка, камней и ракушек. В нее вошли 128 насыщенных природных оттенков. Вторая коллекция – Vegetal – состоит из 60 оттенков, которые связаны с растительным миром. В течение нескольких лет мы изучали цвета коры, листьев, разнообразных видов мха, а затем воссоздавали их в палитре. Обе коллекции – взаимодополняющие, все оттенки прекрасно сочетаются между собой.
Эти коллекции обновляются?
Нет, ведь мы не можем обновить природу. (Улыбается.) Но с июля 2018 года мы работаем над новой, третьей, коллекцией. Это будут оттенки неба.Замечательная новость! А как родилась идея коллекции?
Это очень интересная история. Мои друзья сценографы Ришар Педуцци и Патрис Шеро получили заказ на реставрацию театра Ла Скала в Париже. Ришар обратился ко мне с просьбой создать для него оттенок синего. Какой именно синий тебе нужен, спросил я? Драматичный, мощный синий, выразительный оттенок, ответил Ришар. Чтобы увидеть, каким все-таки этот оттенок видит Ришар, я попросил его смешать краски и показать примерный цвет на бумаге. Ну а дальше работа закипела. В результате появился оттенок Blue La Scala, в который теперь выкрашены абсолютно все помещения Ла Скала. И магия в том, что в зависимости от освещения оттенок меняется от голубого до темно-синего.Мы сможем увидеть этот оттенок в новой коллекции?
Конечно, это главный цвет! Я думаю, что всего в коллекции будет около 60 оттенков: светлых, нежно-голубых, драматичных синих. Сейчас наша задача – найти правильный баланс темных и светлых оттенков. А еще мы хотим «подружить» коллекцию с двумя предыдущими. Работа над этим все еще ведется.
Есть ли другие проекты с краской Argile, которые вас особенно впечатлили?
Конечно, их много! Например, мне очень нравится проект с отелем National des Arts et Metiers. Этот отель принадлежит отельеру Сами Марчиано, а дизайном занимался Рафаэль Наво. Он особенноо ценит природные материалы и дизайн вне времени. Для внешней и внутренней отделки он использовал краску Argile, в том числе мой любимый оттенок Guatemala. Удивительно, как природные цвета вписались в архитектуру османовской эпохи. Это нужно видеть.Ваши клиенты только дизайнеры и архитекторы?
Наши клиенты – это проекты. Мы ориентированы на проекты высокого уровня, на эксклюзивные проекты. Совершенно неважно, масштабный это проект или нет, важно, чтобы он был качественным.Какие цвета сейчас выбирают французы для своих интерьеров?
В вопросах цвета французы скучны. Мы делаем красивые цвета, презентуем их дизайнерам, но в конце концов, их клиенты выбирают безопасные белые и серые оттенки. Это значит, что люди боятся цвета. Вот в этом отеле (Marriott – Прим. ред.) тоже осторожничают – посмотрите, сколько бежевого.И что с этим делать, как перестать бояться цвета?
Я думаю, что прежде всего, в вашем доме, как и в жизни, вы должны быть самим собой. Если вы такой, какой есть, вы настоящий и здесь нечего обсуждать. Люди часто боятся, что их вкус осудят, поэтому выбирают безопасные цвета. Мой совет – доверяйте себе и помните, что нет ничего страшного в ошибке: стену легко перекрасить. Пробуйте цвет осторожно: покрасьте одну стену и посмотрите, как вам. Делайте шаг за шагом.
А можно ли испортить интерьер цветом?
Пожалуй, если оттенков будет слишком много – они убьют друг друга. В работе с цветом надо учиться делать выбор. Все как в жизни: если вы что-то выбираете, это значит, что вы автоматически отказываетесь от чего-то другого.
Argile – краска премиум-класса. В чем разница с сегментом масс-маркет?
Смотрите, есть две категории красок. Первая – это краски, которые выпускают крупные лакокрасочные заводы. Они делают хорошую краску в промышленных масштабах. У этих брендов есть мощная технологическая база. Вторая категория – уникальные, можно сказать, авторские краски, которые делают небольшие предприятия, основываясь на собственной рецептуре. Как правило, у этих компаний нет таких объемов и технологического бекграунда, как у первых гигантов.Мы же существуем где-то между этими мирами. С одной стороны, создаем продукт высокого качества. В этом нам помогает экспертиза: я управлял крупным лакокрасочным заводом 25 лет и не понаслышке знаю, как выстроить технологические процессы на самом высоком уровне и сделать профессиональную, износостойкую краску. С другой, наши краски создаются по фирменной методике и наша уникальность заключается в цветовой палитре. Argile – это компания с утонченным видением цвета, с особой концепцией. Мы называем себя Домом Цвета. Эти два фактора и помогают нам быть номер 1 во Франции.
У Argile сложился прочный экологический имидж. Но вы все еще используете акрил…
Да, окружающая среда для нас очень важна и наши краски отвечают всем нормам экобезопасности. Конечно, мы используем традиционные рецепты для производства краски, но ставим перед собой цель быть настолько экологичными, насколько это возможно сегодня. Все краски Argile – эко-френдли в том плане, что даже если мы используем акрил, мы используем экологичный вариант. Сейчас мы также продолжаем работать над продукцией нового поколения. Например, в линии красок Argile Nature полностью отсутствуют продукты нефтехимии. Они производятся на основе растительного масла подсолнечника с добавлением лавандового масла, органических красителей и пигментов на основе водного полимера.
Сложно быть эко-френдли в наши дни?
Да, потому что все говорят о необходимости быть экологичными, но никто не хочет идти по этому пути. Хороший пример – электрокары: технология существует уже лет 50, но рынок не готов к ней по двум причинам. Первая – клиенты, которые боятся перемен. Вторая, которая намного важнее, – это производители: они зарабатывают больше на продукции, в основе которой нефть. У Argile есть две линейки: краска на акриле и краска на подсолнечном масле. И мы продаем обе по одинаковой цене. Чтобы для потребителя шаг в сторону большей экологичности не обходился дороже, чем привычный выбор. Моя мечта – производить краску, которая будет не только вдохновлена природными цветами, но и сделана исключительно на природных и безопасных для планеты материалах. Конечно, нам еще есть, над чем работать, но мы уже движемся в правильном направлении.